Страница воспитателя
Консультация для родителей: "Развиваем мелкую моторику"
15.10.2024Подготовила Орпик Т.Н.
Значение мелкой моторики очень велико. Оно напрямую связано с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Комплексы упражнений:
"Дружба"
"Дружат в нашей группе девочки и мальчики". Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики". Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять". Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать". Руки вниз, встряхнуть кистями.
"Прогулка"
При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.
Пошли пальчики гулять, пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые - догонять, ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики - бегом, движение средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые - пешком. медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
И в конце пути упал. стук кулаками по поверхности стола.
"Человечки"
Побежали вдоль реки. движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю
Дети наперегонки. Повторить несколько раз.
"В гости"
В гости к пальчику большому выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому: Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний, поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог. кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики - друзья, ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.
"Ну-ка, братцы, за работу!"
"Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять".
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.
"Апельсин"
"Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!"
Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
"Прятки"
"В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали".
Сжимание и разжимание пальцев рук.
«Пять весёлых капелек по земле стучат»
Пять весёлых капелек земле говорят:
Том – том – том – том!
Тим – тим – тим – тим!
Тик – тик – тик – тик!
Тип – тип – тип – тип!
Дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям: пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно выполнять постукивающие движения пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу.
«Осенний букет»
Пошли пальчики гулять Пробегают» пальчиками по бедрам к
коленям.
Стали листья собирать: Поочередно прикасаются
Красный листик, желтый подушечками пальцев, начиная
Листик… с указательного, к большому.
А потом давай считать: Поочередно загибают пальцы
Один, два, три, четыре, пять! на одной руке.
Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки.
Пять!
С листьями осенними Поднимают вверх одну руку, широко
раздвинув пальцы.
Будем мы играть.
«Золушка»
Насыпаем фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.
«Гвозди»
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Одна рука — «молоток» (сжатый кулак). Вторая рука — «гвозди» (раскрытая ладонь с растопыренными пальцами).
Молоток-кулачок стучит по каждому гвоздю-пальчику, который после удара сгибается.
Значит клещи надо взять,
Будем гвозди забивать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
Пальцы-гвозди все согнуты. Пальцы другой руки — клещи (смыкаются и размыкаются большой и указательный пальцы). Клещами поочередно тянем и распрямляем все пальцы-гвозди.