Страница руководителя физического воспитания

«Упражнения на развитие дыхательной системы  у дошкольников»

 

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.   Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.  От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.  Также дыхательная гимнастика стимулирует работу сердца, головного мозга, нервной системы, улучшает пищеварение. Занятия дыхательной гимнастикой необходимы детям часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами.

         С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.   На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются  дыхательные упражнения.

                                    «Разминка».

 И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

                                             «Маятник».

И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

                                     «Наклоны вперед».

И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и. п.

                                         «Наклоны в сторону»

(«Наклоны с зонтиком»). И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и. п.

                          «У кого дольше колышется ленточка».

Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

Специальные дыхательные упражнения

                                           «Задуй свечку».

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

                                               «Ёжик».

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

                                             «Ушки».

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

                                             «Качалка».

И. п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

                                          «Ёлочка растёт».

И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

                                             «Зайчик».

 И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.

                                     «Как гуси шипят».

 И. п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш...». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

                                           «Погрейся».

И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

                                          «Снежный ком».

 И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.

                                           «Снеговик веселится».

И. п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

                                    «Вырасти большим».

И. п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

 

Руководитель физического воспитания       Т.Н.Орпик

свернуть

Консультация «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Консультация

«Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

       

Осанка – привычная поза человека в покое и (или) движении, манера держаться без особого напряжения.          Осанка считается правильной, если голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи – на одном уровне (развернуты и слегка опущены), лопатки прилегают к грудной клетке, кривизна позвоночника умеренно выражена, все части тела расположены симметрично. При правильной осанке голова держится прямо (лоб и подбородок в одной вертикальной плоскости), руки опущены, грудная клетка – слегка выпуклая, живот втянут, ноги умеренно разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и перпендикулярны полу, стопы параллельны или слегка разведены в стороны.         Формирование осанки начинается в раннем детстве и заканчивается к моменту окончания роста. Вместе с тем, ее нарушения могут возникнуть при слабости мышц туловища в любом возрасте. Чаще всего это проявляется изменением формы спины. Форма спины определяется, в основном, изгибами позвоночника. Для спины нормальной формы характерны физиологические изгибы.

        Проблема нарушения осанки у детей была всегда актуальна, но в наше время она приобретает все большие масштабы. Это связано с изменением качества жизни. Люди, благодаря новомодным гаджетам и инновациям, доступным видам городского и личного транспорта, перестают двигаться и все чаще ведут малоподвижный образ жизни. Всех больше страдают от этого дети, так как в период формирования скелета важно двигательная активность, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки очень распространено в школьном возрасте, так как на маленький организм ложится колоссальная нагрузка в плане проживания учебного дня, носки школьных принадлежностей, долгого пребывания на рабочем месте, вместо того, чтобы бегать, прыгать и играть.   

          Какие нарушения в организме вызывает неправильная осанка

Нарушение осанки влияет на все системы и органы человеческого тела, так как вследствие искривления позвоночника в определенную сторону смещаются и все органы. Нарушается их работа,  и возникают сопутствующие заболевания. Неправильная осанка может привести к следующим проблемам.

  1. Изменяется артериальное давление, затрудняется кровообращение всего организма, прокачка крови затруднена, все  органы, системы не дополучают питательные вещества и микроэлементы.
  2. Страдает желудочно-кишечный тракт. Из-за перекоса продвижение каловых масс затрудняется. Это ведет к застойным явлениям, запорам, коликам.
  3. Мочеполовая система не может полноценно работать. Отток мочи ослабляется и возникают проблемы с мочеиспусканием. 4.      Нервная система также не остается в стороне. Из-за сдавливания нервных окончаний и корешков могут возникать сильные боли в разных отделах позвоночного столба и прилежащих к ним областях.

        Как распознать нарушение осанки

Неправильная осанка возникает в результате недоразвития мышечного корсета спинных мышц. Из-за этого возникают неестественные вогнутости и выпуклости. Самым распространенным заболеванием, характеризующимся искривлением позвоночного столба, является сколиоз.

Для того чтобы избежать проблем с осанкой и заболеваний позвоночного столба в будущем необходимо соблюдать некоторые требования:

  1. Сидеть на своем рабочем месте прямо. Выражение «писать носом» подходит тем детям, которые практически лежат на парте при письме. Это опасное положение тела, вызывающее со временем перекос позвонков.
  2. Парта, на которой сидит дошкольник, должна находиться на уровне нижней части груди. Если парта слишком низкая, то ребенку придется наклониться  при письме или чтении – это неправильно. Если парта слишком высокая, правая рука будет стремиться постоянно вверх, формируя при этом неправильное расположение правого плеча.
  3. Высота стула должна соответствовать высоте голени ребенка.
  4. Между столом и стулом должно оставаться расстояние равное грудной клетке школьника.
  5. При письме ребенок должен занимать правильную позу – ноги согнуты под прямым углом, спина прямая, подбородок опущен.

Нарушение осанки   требует серьезного и длительного лечения, в которое входит целый комплекс мероприятий. Одним из важнейших методов лечения нарушения осанки у школьников является лечебная физкультура.

Некоторые упражнения для исправления осанки:

  1. Плотно прижаться к стене лопатками, плечами, пятками и ягодицами. Руки расставить в стороны и тоже и прижать к стене. Напрячь мышцы всего тела, и скользить по стене руками вверх-вниз.
  2. Лежа на животе, выпрямить руки и ноги и одновременно поднимать их вверх, оставаясь лежать несколько секунд только на животе и груди. Затем опустить руки и ноги на пол. Повторить 10 раз.
  3. Велосипед. Совершать вращательные движения ногами, как будто кручение педалей велосипеда, лежа на спине.
  4. Стоя в прямом положении, сделать глубокий вдох и выпучить живот. Задержаться в таком положении на несколько секунд и расслабиться. Повторять упражнение по 30 раз дважды в день.
  5. Вращательные движения руками в разные стороны  в положении стоя.
  6. В положении сидя выполнять наклоны вперед и назад по 10-15 раз.

Такие несложные упражнения избавят вашего ребенка от нарушений осанки и заболеваний позвоночника в будущем. Главное условие – регулярность выполнения упражнений и систематический контроль за правильным положением спины.

 

Руководитель физического воспитания       Т.Н.Орпик

свернуть

Консультация «Спортивная форма на занятиях физической культуры»

 

 

Для полноценных занятий физической культурой в УДО необходимо создать комфортные условия для ребенка. К этому можно отнести: как наличие специального инвентаря, так и профессиональных знаний, умений и навыков педагога; как правильное освещение, так и соответствующая форма одежды детей.

         Почему же так важно наличие спортивной формы для занятий? Дело в том, что подбор одежды и обуви отражается на работоспособности, поэтому спортивная форма должна соответствовать определенным гигиеническим требованиям. Спортивная одежда должна поддерживать оптимальное тепловое равновесие организма во время занятий физическими упражнениями и спортом, обеспечивать эффективную спортивную деятельность, защиту от травм и механических повреждений. Она должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать росту и полноте ребенка. Важное значение имеют материалы, из которых изготовлена одежда.  

     Современная спортивная одежда, как правило, изготавливается из эластичных тканей  с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Одежда   обычно состоит из футболки и хлопчатобумажных трикотажных шорт. Спортивная форма должна храниться в отдельном тканевом мешке, должна быть подписана, для удобства детей и воспитателей. Родитель обязан следить за чистотой спортивной формы ребёнка и своевременно стирать её, это важно с точки зрения гигиены. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни.

         Гигиенические требования к спортивной обуви во многом совпадают с требованиями к спортивной одежде. Спортивная обувь должна быть удобной, легкой, прочной, мягкой и эластичной. Материалы обуви должны быть прочными, с хорошей воздухопроницаемостью. Конструкция и материал обуви при носке должны обеспечивать оптимальный микроклимат вокруг ног ребёнка. Если гигиенические свойства обуви неудовлетворительны, выделяемая стопой влага не выводится наружу, она накапливается на поверхности стопы и внутри обуви, вызывает намокание внутренней части обуви, прилипание ее к поверхности стопы, что приводит к расстройству функций потовых желез. Важное значение имеет форма спортивной обуви. Она должна равномерно облегать стопу, фиксировать ее форму, не сдавливать мягкие ткани стопы; не причинять боли как в состоянии покоя, так и при движении; не ограничивать движения в суставах, а также обеспечивать максимальную свободу движений. Материалы спортивной обуви должны обладать способностью принимать и сохранять форму стопы под влиянием внешних воздействий без значительных изменений внутренней формы и внешнего вида. Весьма важно полное соответствие обуви размерам стопы. Так, ограничение подвижности пальцев стопы в обуви с зауженной носочной частью приводит к большим усилиям при беге, уменьшению устойчивости. Недостаточная длина обуви приводит к сгибанию пальцев стопы, к натиранию их обувью. В чрезмерно свободной обуви стопа теряет устойчивость, может подвергаться повреждениям связочного аппарата и суставов. Родителям необходимо учитывать то, что дети быстро растут, и если в начале учебного года обувь ребёнка была ему в пору, то спустя полгода, чешки могут стать ребенку малы, и будут доставлять большой дискомфорт при движении.

        Важно помнить, что спортивная форма для занятий необходима не только с точки зрения гигиены, это ещё и важный фактор безопасности детей во время занятия. Спортивная форма не стесняет и не ограничивает движения детей. Она не создает ситуаций, опасных для здоровья ребят во время совместной деятельности. Правильно подобранная спортивная обувь сохранит ноги ребенка здоровыми, а также убережет его от падения на гладком полу. Наличие формы позволяет ребёнку чувствовать себя комфортно и в психологическом плане. Надевая спортивную форму, ребенок настраивается, внутренне готовиться к предстоящей деятельности, что повышает эффективность физических нагрузок. Также спортивная форма помогает ребенку социализироваться, почувствовать свою сопричастность к общему делу. Благодаря спортивному костюму и спортивной обуви у ребенка создается представление о том, что для определённых видов деятельности необходима специальная одежда. А если эта одежда еще и красива, аккуратна и опрятна      -   это создаёт предпосылки для развития эстетического восприятия совместной деятельности.

         После занятий в спортивном зале, дети возвращаются в группу и переодеваются, снимая с себя спортивную форму, и одевают чистую, сухую одежду, благодаря чему снижается риск простудных заболеваний в холодную, ветреную погоду. А детям это действие позволяет почувствовать себя взрослым и самостоятельным.

         Таким образом, такой несущественный, с точки зрения некоторых родителей момент, как спортивная форма помогает ребенку сохранить здоровье, а также гармонично развиваться в художественно-эстетической области, в познавательной области, в социально-коммуникативной области, и конечно же, совершенствоваться в физическом развитии.           Давайте приучать детей к спорту вместе!

 

 

Руководитель физического воспитания       Т.Н.Орпик

 

свернуть

Консультация для родителей   « Зарядка-это весело!"

        

 

День ребёнка  должен начинаться с утренней гимнастики. Гимнастика укрепляет мышцы, вырабатывает хорошую осанку, улучшает дыхание и кровообращение, стимулирует работу внутренних органов, усиливается обмен веществ. У детей регулярно занимающихся утренней зарядкой значительно лучше сопротивляемость к болезням, то есть крепче иммунитет.

     Кроме оздоровительного значения гимнастика имеет и воспитательное значение. Поэтому утреннюю гимнастику и называют «зарядкой». Она создаёт настрой на весь день.

Зарядка – это отличный способ быстро избавиться от утренней сонливости, она обеспечивает прилив энергии и бодрости.

 Ребенок, который привык начинать день с утренней зарядки, отличается дисциплинированностью и организованностью. Утренние упражнения способствуют физическому развитию, укреплению опорно-двигательного аппарата.

Задачи утренней гимнастики :

  1. Формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни.
  2. Помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей посещающих УДО.
  3. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.
  4. В соответствии с возрастными потребностями и возможностями ребёнка подбирать утренние гимнастики.

Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Как же приучить детей  к утренним упражнениям? Что нужно сделать, чтобы дети сами хотели и систематически, каждое утро делали утреннюю зарядку?

Главное — желание.

Заставлять ребенка нельзя. Угрозы, физическое и моральное наказание не принесут успеха. Ребенок станет делать утреннюю зарядку против своей воли, что приведет к ненависти к спорту. Выполняя упражнения, малыш будет получать психологическую травму, что никак не способствует здоровью. Утренняя зарядка для детей должна выполняться с желанием.

Подобрать время.

     Зарядка должна выполняться в определенные часы каждое утро. Никаких выходных и праздников. Исключением должна стать болезнь ребенка, его плохое самочувствие и вялое настроение.

Делать зарядку всей семьей.

Выполнять упражнения нужно всем вместе, подавая ребенку прекрасный пример. Вместе с мамой и папой малыш с удовольствием будет делать зарядку, и повторять за ними даже сложные упражнения.

         Подбирать упражнения нужно с учетом возраста ребенка. 

- делать гимнастику в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе;

- одежда и обувь ребёнка должна быть предназначена для выполнения физических упражнений;

- начинать гимнастику необходимо с различных упражнений в ходьбе (ходьба на носках, на пятках, высоко поднимая колени), используя при этом различные упражнения для рук (руки вверх, в стороны, за голову, перед собой);

- можно предложить различные виды бега (бег на носках, высоко поднимая колени «как лошадка», между кубиками «змейкой» и т.д.); Упражнения ребёнку необходимо показывать чётко и конкретно, при этом обязательно контролировать дыхание, следить за качеством выполнения заданий.

Уважаемые родители!

Утренняя гимнастика в детском саду  проводится в определённые часы до завтрака. Для того, что бы создать положительную эмоциональную атмосферу,  все движения  сопровождаются музыкой.

 

Старайтесь привести ребёнка в детский сад без опозданий так, чтобы ребёнок успел сделать утреннею зарядку.

 

 

Руководитель физического воспитания       Т.Н.Орпик

свернуть

Консультация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

 

      Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата человека, которое характеризуется изменением или деформацией формы стопы.

Плоскостопие может быть врождённым или же приобретённым.

       Факторы риска развития плоскостопия у детей.

1) Наследственность. Если в семье у кого-то из родственников было плоскостопие, болели ноги, то опасность возрастает. Возможно врожденное плоскостопие в результате пороков развития, поэтому всех детей в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, 1 года обязательно нужно показать врачу-ортопеду для исключения различных врожденных дефектов развития, в том числе и плоскостопия.

2) Повышенная масса тела. У «пухленьких детей» нагрузка на ноги вдвое, а то и втрое больше нормальной. Впрочем, «худенькие» так много двигаются, что тоже перегружают свои стопы.

3) Ношение неправильно подобранной обуви (узкой, широкой, совсем без каблука) тоже нанесет вред. Многие девочки-подростки так любят шпильки! А через несколько месяцев обращаются к ортопеду не только с болями в стопах, но и с болью в коленках.

4) Поднятие тяжестей или длительные нагрузки на ноги. Мальчишки иногда посещают спортивные секции, не задумываясь о последствиях. Прежде чем отдавать своего сына на растерзание тренера, обратитесь к врачу. Если ребенок здоров, тогда все нормально.

5) Перенесенная травма стоп.

6) Гипермобильность суставов (чрезмерная «гибкость»). Суставы в этом случае переразгибаются, а связочный аппарат быстро растягивается.

         Подбираем ребёнку правильную обувь.

Для правильного формирования сводов стопы у ребенка необходимо покупать качественную обувь. Обувь ребенка должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы.

        Обувь должна прочно сидеть на ноге (лучше, если будет фиксироваться шнуровкой, быть ребенку по размеру

        Профилактический супинатор должен быть в обуви каждого ребенка, даже не имеющего нарушений формирования стопы. Если уже имеются нарушения формирования стопы, можно изготовить ортопедическую обувь на заказ.

        Не рекомендуется донашивать чужую обувь. Это прямой путь не только к плоскостопию, но и к грибковым заболеваниям.  

         Профилактика плоскостопия.

Лечение плоскостопия, прежде всего, подразумевает укрепление тех мышц, которые поддерживают свод стопы. Для этого существуют различные варианты, которые можно использовать дома:

        1) Укрепление организма, закаливание.

Естественный контакт стопы с землей обеспечивает массаж множества активных точек, расположенных на поверхности стопы. В результате не только укрепляются мышцы стопы, но и весь организм в целом.

        Особенно полезно ходить босиком по песку или гальке, по неровной поверхности земли (пригоркам, а также по бревнам.

         Плавание также относится к данному виду укрепления мышц стопы, особенно использование стиля кроль. Гребля ногой, которая активно используется при этом виде плавания, также способствует укреплению мышц стопы.

        2) Занятия физической культурой.

Тем не менее, следует помнить, что при тяжелых клинических проявлениях болезни (таких, как боли и отеки) некоторые физические упражнения вызывают непосильную нагрузку на стопы.

         В таком случае необходимо избегать таких спортивных упражнений, как беговые коньки, лыжный ход. Легкие же упражнения будут в любом случае полезны, поскольку способствуют укреплению организма.

        3) Гимнастика.

Помимо занятий спортом, необходимо приучить себя к ежедневному выполнению комплекса упражнений.

Ходьба:

  • На носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы
  • Перекатом с пятки на носок
  • С поджатыми и поднятыми пальцами
  • По бревну боком
  • Вверх и вниз по наклонной доске на носках
  • По канату
  • По неровной поверхности (по дорожке здоровья, по массажным коврикам – покупным и сделанным своими руками)

Сидя на стуле:

  • Сгибание и разгибание стоп
  • Сгибание и разгибание пальцев
  • Круговые движения стопами
  • Разведение и сведение пяток, не отрывая носки от пола
  • Отрывание от пола пяток
  • Отрывание от пола носков
  • Поднимание одной ноги, выпрямление, носок тянуть
  • Поднимание обеих ног, выпрямление
  • Соединение подошв стоп (колени согнутые -> колени разгибать)
  • Поджать пальцы ног, зафиксировать положение
  • Поджать пальцы ног, поставить на наружный свод стопы, зафиксировать
  • Стопой одной ноги провести по голени другой вверх до колена и вниз
  • Скольжение стопой вперёд и назад с помощью пальцев

Сидя на стуле с предметами:

  • Катание гимнастической палки или гимнастического массажного валика вдоль стоп
  • Катание малого или твёрдого мяча с шипами (по часовой и против часовой стрелки, вдоль стоп вверх и вниз по внешней и внутренней стороне стопы, одна нога при этом делает, а другая стоит на месте)
  • Захват мяча среднего размера стопами, и поднятие его до уровня колен
  • Собирание ткани в складки пальцами ног
  • Захватывание и перекладывание пальцами ног мелкие предметы (карандаш, мелкие игрушки, губку, камни, крышки и т. д.)

Также эффективны и интересны для детей захват пальцами ног мелких предметов и перекладавание их в сторону и обратно.

        Каждое упражнение выполнять не менее 10 раз, переходя до 1 минуты и более. Выполнять каждый день и несколько раз в день. Только тогда будет эффект.

        Плоскостопие многим кажется простым заболеванием, но на самом деле это довольно серьезная и быстро прогрессирующая патология, сложно поддающаяся лечению. Полностью вылечить ее можно лишь в детском возрасте, а у взрослых лечение направлено на замедление развития болезни в более тяжелые стадии. Чем раньше обнаружено плоскостопие, тем более благоприятным будет его лечение и коррекция.

        Важно не лениться и заниматься как можно чаще. Все в ваших руках!

 

       Руководитель физического воспитания       Т.Н.Орпик

свернуть
поделиться в: