Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводиться неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально.
Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанель (милиционер), касанавт (космонавт),и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4-5 лет произносит: касавока (сковородка), писось ( пылесос), анга(нога), липека (таблетка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.
В системе языка с тремя её составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает ,на наш взгляд, особое место. С одной стороны, это , несомненно, часть произносительной стороны речи- фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и др.). Но с другой стороны - существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (на это указывали Р.Е.Левина, А.К.Маркова и др.). Поэтому лексические единицы ,а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй языка.
Р.Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
Известен и тот факт, что отельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам- окончаниях, а также различным предлогам и союзам. Они же, в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).
Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы-фонетики, лексики и грамматики- органически связана с таким понятием как слоговая структура.
А.К.Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороны деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового фонематического восприятия. Она же подтверждает, что вследствие искажения слогового состава слова затрудняется общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем грамоты.
Таким образом, анализируя литературные источники, а также собственный опыт, приходим к выводу, что неоправданно связывать вопросы коррекции нарушений слоговой структуры слов только с проблемами формирования произношения.
По мнению Р.Е.Левиной, слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонематическая функция языка. Формирование «звукового наполнения слогового контура слова» связано с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения.
Р.Е.Левина считает, что, несмотря на системные связи фонетики, лексики и грамматики, каждый из компонентов языковой системы имеет свои внутренние закономерности. В частности, воспроизведение слоговой структуры слова опирается на рядообразование.
И.А.Сикорский указывает на известную самостоятельность процесса усвоения слоговой структуры по отношению к овладению отдельными звуками.
Следует отводить нарушению слоговой структуры особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.
Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия ,которое, в свою очередь, неизбежно свидетельствуют об общем недоразвитии речи у такого ребенка.
Типичные примеры искажения слоговой структуры детьми пятилетнего возраста:
регулировщик – анялотик, игулетик;
сковородка - кавота, сякавота;
стрекоза - коза, ситазя;
табуретка - бутека, тубека;
перекрёсток - пикёся, кипёсяк;
виноград - биледат, вигана;
дверь - дель, дей.
Наряду с сокращением числа слогов ,их перестановками, искажениями и замещениями , в каждом примере встречается нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Поэтому им следует отводить ведущее место в системе коррекционных упражнений.
Выводы по вопросам коррекции нарушения слоговой структуры слова:
- Работа учителя-дефектолога над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова, а также в тесном взаимодействии с родителями.
2. Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам произношения, следует отвести этой патологии особое место как при обследовании дошкольника, так и в процессе коррекции речи.
3. Оценка нарушений слоговой структуры может служить ключом к дифференциальной диагностике различных нарушений речи.
4. Нарушение слоговой структуры является одним из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии общего недоразвития речи.
5. Самым распространённым дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков.
6. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения.
7. Одно из важных условий проведения коррекционной работы-формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции.
Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников.
Игры с мячом:
«Слушай, хлопай»
Цель: Учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: Мяч
Ход игры:
Ребёнок отбивает мячом ритм заданного взрослым слова.
«Передай дальше»
Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: Мяч
Ход игры: Дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слога.
Игра « Телеграф»
Цель: Развивать умение делить слова на слоги,
Материал: Палочки
Ход игры: Ребёнок «передаёт»заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра « Сосчитай ,не ошибись»
Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: Пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: Ребёнок произносит заданные взрослым слова и выкладывает камешки(кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра «Что изменилось?»
Цель: Учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: Картинки.
Ход игры: Ребёнок называет и объясняет различие между словами.
Например, слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Игра «Найди самое длинное слово»
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: Картинки
Ход игры: Ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Игра «Выбери нужную цифру»
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: Картинки, карточки с цифрами.
Ход игры: Взрослый показывает картинки. Ребёнок показывает цифру, соответствующую количеству слогов в слове.
Вариант усложнения -цифру ударного слога.
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: Учить синтезировать слова из слогов.
Материал: Фишки
Ход игры: Взрослый начинает слово и передаёт фишку ребёнку. Ребёнок должен добавить одинаковый слог.
Например,ША:ка…,ва…,Да..,Ма..,Ми…
Консультация по материалам https://sad-leskovka.schools.by/pages/narushenie-slogovoj-struktury-slova-u-detej-doshkolnogo-vozrasta