Страница учителя-дефектолога

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи работает учитель-дефектолог -  Ольга Сергеевна Кажура

График работы на 2023/2024 учебный год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
7.40 - 11.40 7.40 - 11.40 7.40 - 11.40 7.40 - 11.40 7.40 - 11.40

 

Консультации для родителей:

 

Необходимость развития речевого дыхания

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. 

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать. 

                    

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным. 

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым? 

Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. 

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.  

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования: 

  • не заниматься в пыльном, непроветренном помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений: 

  • дуть через соломку в стакан с водой;
  • надувать воздушные шары;
  • дуть на разноцветные вертушки;
  • пускать мыльные пузыри;
  • дуть на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью. 

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью. 

«Топор» 

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе. 

«Зоопарк» 

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью. 

«Задуй свечку» 

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу». 

«Лопнула шина» 

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. 

«Накачать шину» 

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно. 

«Воздушный шар» 

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф». 

 

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.  

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

Источники:

 Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие, - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 160 c.

свернуть

Главное не опоздать

Все родители желают, чтобы их малыш родился здоровым, развивался в соответствии с возрастом, вовремя начал сидеть, ходить, говорить.

    Как же на ранних этапах распознать, есть ли у ребенка риск отставания в речевом развитии?

     Прекрасно, когда у родителей, ведущих здоровый образ жизни, рождается здоровый малыш – желанный, любимый, когда он становится смыслом жизни и общение с ним необходимо, как воздух. Скорее  всего такой ребенок будет нормально развиваться и заговорит вовремя, став ещё более желанным собеседником для близких.

    К сожалению, такая картина складывается не всегда! Здоровье родителей, образ жизни многих из них оставляет желать лучшего. Если мама во время беременности перенесла инфекционное заболевание, употребляла алкоголь или никотин, испытывала токсикоз или роды были осложнены, то у родившегося малыша очень вероятен риск отставания в речевом развитии, и распознать его можно на самых ранних этапах.

    Если в 2-2.5 мес. Ваш малыш реагирует на вашу улыбку, голос  комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается), вы можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш меня видит, он меня слышит и понимает!»

      В 3-5 мес. Ребенок начинает издавать звуки, похожие на воркование голубя.

 Эта предпосылка речи так и называется – «гуление». И если ваш малыш «ворковал», «гулил» - это тоже хороший знак.

     В 6-8 мес. Дети начинают неосознанно повторять различные звуки и слоги, как бы разговаривая сами с собой: па-па-па, ба-ба, мамм-а. Этот период формирования речи называется «лепет», т.е. голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления, становятся активной формой общения ребенка с окружающими. Используя их для выражения своих желаний, ребенок заставляет взрослых обратить на него внимание.

     К 1 году «лепет» плавно переходит в отдельные слова, которые ребенок произносит осознанно: мама, папа, дай, на, еще, пить. Вспомните, что умел говорить в год ваш малыш?

     К 1.5 годам словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном, это имена близких людей, названия предметов.

     К 2 годам происходит словарный «взрыв» - дети используют глаголы и прилагательные, т.е. называют действия и признаки предметов. Ребенок употребляет уже до 100 слов.

     К 2.5 годам бурно развивается фразовая речь – ребенок может строить предложения из двух-трех слов.

      К 3 годам словарный запас составляет от 300 до 1000 слов. Ребенок использует предложения из трех-четырех слов, называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов.

     Вышесказанное можно оформить таблицей, в которой вы отметите, что и в каком возрасте умел делать и говорить ваш малыш. Каждую горизонтальную графу условно назовем возрастным периодом. Если какой-то период предпосылок или собственно речевого развития выпадает – поставьте прочерк.

Возраст

Развитие речи в норме

2 мес.

Комплекс оживления, отдельные звуки, неопределенные по артикуляции

3- 4 мес.

Гуление

6- 8 мес.

Лепет

1 год

Первые слова (5-10)

1 год 6 мес.

20- 50 слов

2 года

До 100 слов. Фраза из двух слов

2 года 6 мес.

Фраза из двух-четырех слов

3 года

От 300 до 1000 слов. Распространенные  предложения

     Если малыш отстает более чем на один возрастной период, это должно вас насторожить. Необходимо срочно обратиться к учителю-дефектологу для обследования ребенка, который наметит план коррекционных мероприятий для нормального речевого развития.

     Многие родители допускают ошибку, считая, что ребенок научится говорить сам, что «он еще маленький, вот подрастет, тогда…». И пропускают самое благодатное время. Особенно неблагоприятным фактором является лишение ребенка эмоционального общения, недостаточное удовлетворение его потребностей в ласке, теплоте, любви.

     Подобная ситуация часто складывается в неблагополучных семьях. Если до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, он начинает говорить гораздо позже и усвоение языка идет у него с большим трудом. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое».

     Помните, возможность развиваться не остается неизменной. Именно в первые 3 года ребенок овладевает навыками, которые будет потом использовать на протяжении всей жизни. С годами же возможности эффективного развития постепенно угасают.

     Если  жизнь ребенка сводится к простому биологическому существованию (накормлен, напоен, уложен спать), то реализуется лишь небольшая часть его возможностей развития. Ребенок весел, упитан, физически здоров, а до 2.5 – 3 лет общается только жестами да отдельными звуками.

     Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речевого развития, начавшееся в раннем детстве и вовремя неисправленное, может привести к значительной задержке умственного развития.

    Вот почему надо начинать учить малыша говорить как можно раньше! Первые годы жизни – самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды; плоды, которые при всем желании нельзя вырастить позже.

   Главное – не опоздать!

Список литературы

  1. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002
  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
свернуть

Развіваем маўленне, гуляючы

Развіццё маўлення – складаная галіна методыкі роднай мовы. Складанасць яе заключаецца ў тым, што яна датычыцца такіх няпростых з’яў, як маўленне і мысленне чалавека, іх заканамернасцей і асаблівасцей у дзяцей дашкольнага ўзросту.

Авалоданне роднай мовай як сродкам зносін і пазнання навакольнай рэчаіснасці з’яўляецца адным з найважнейшых набыткаў дзіцяці ў дашкольным узросце. Гэты перыяд традыцыйна лічыцца самым спрыяльным для авалодання мовай (як роднай, так і другой) у сувязі з шэрагам псіхалагічных асаблівасей дзяцей: сензітыўнасцю да засваення мовы, актыўнай памяццю, лёгкасцю фарміравання станоўчай матывацыі маўленчай дзейнасці.

Асноўная для дзіцяці функцыя маўлення – камунікатыўная. Патрэба ў зносінах з дарослымі і равеснікамі стымулюе далейшае развіццё яго маўлення. У сям’і, у дашкольных установах неабходна ствараць маўленчае асяродзе такім чынам, каб яго развіццёвы патэнцыял быў дастаткова высокім для кожнага дзіцяці ў адпаведнасці з узростам.

 

Гульні для фарміравання слоўніка і граматычнага боку мовы.

  1. «Здагадайся, што гэта» - дарослы апісвае які-небудзь прадмет, называючы як мага больш яго прыкмет, дзіця павінна здагадацца, аб чым ідзе гаворка. Напрыклад: гэта садавіна, ён спелы, круглы, салодкі, румяны, сакавіты, з яго вараць кампот, робяць джэм і варэнне (яблык). Паступова трэба прыцягваць дзіця да загадванне такіх загадак.
  2. Гульня з мячом «Скажы наадварот» - дарослы кідае мячык і называе любы прыметнік ці дзеяслоў, дзіця павінна назваць слова супрацьлеглае па сэнсе: добры-злы, прыйшоў-сышоў, кінуў-злавіў, шырокі-вузкі.
  3. «Скажы ласкава». Вы кажаце дзіцяці: "сёння да нас прыйшоў нябачны гном-малютка. У яго ёсць чароўная палачка. Усе прадметы, да якіх ён дакранаецца, адразу ж становяцца маленькімі. Шафа ператвараецца ў шафку, крэсла - ... ».
  4. «Хто падбярэ больш слоў». Дзіця павінна назваць як мага больш слоў, адказваючы на пытанні:

- Што можна пашыць? (Сукенку, паліто, сарафан, кашулю і г. д.)

- Што можна надзець на галаву? (Шапку, капялюш, панаму, кепку і г. д.)

- Што можна завязваць? (Шапку, шалік, шнуркі, хустку, банцік і г. д.)

  1. Гульня «Мой, мая, маё, мае» - удзельнікі гульні павінны назваць прадметы, пра якія можна сказаць "ён мой" (мой аловак, мой мяч, мой мішка і г. д.); "яна мая" (мая лялька, мая машына, мая сумка і г. д.)
  2. «Перастаноўка» - усе члены сям'і збіраюцца разам і «вырашаюць зрабіць перастаноўку». Кожны удзепльнік распавядае (можна і маляваць), дзе будзе знаходзіцца той ці іншы прадмет мэблі: тэлевізар на тумбачцы ў правым далёкім куце, злева ад яго – шафа з кнігамі і г .д. Вітаюцца любыя варыянты, нават тыя, якія не вельмі рэалізуюцца, галоўнае, каб сказы будаваліся правільна. 7. «Што ў чым захоўваецца?».

Падчас сервіроўкі стала да вячэры, мама просіць дзіцяці падаць цукарніцу, а затым кажа: "Чаму цукарніцу так назвалі? Правільна. У ёй захоўваецца цукар. У чым захоўваюцца цукеркі, сухары, іголкі?». Паспрабуйце ўспомніць разам з дзіцем як мага больш слоў з суфіксам –ніц. Знайдзіце словы, якія не падыходыходзяць пад гэтае правіла ( маслёнка і інш.)

  1. «Ядомыя словы».

Мама разам з дзіцем знаходзіць "ядомыя" словы ў баршчы, у кампоце, у салаце і г. д.

  1. «Варым варэнне, робім сок».

Купляючы ў краме прадукты, высветліце, які сок хацела бы купіць ваша дзіця. Стоячы ў чарзе, ўспомніце з якіх ягад і садавіны яшчэ робяць сокі і як яны называюцца. Сапраўды гэтак жа можна абгаварыць і назвы джэмаў, варэння і нават каш.

  1. «Адзін-многа»

Мэта: засваенне ўмення ўтвараць словы ў множным ліку.

Прыкладны маўленчага матэрыялу:

шар... (шары)

камар... (камары)

грыб... (грыбы)

шафа... (шафы)

  1. "Чаго шмат?»

Мэта: засваенне ўмення ўтвараць назоўнікі ў родным склоне множнага ліку. Апельсін-шмат апельсінаў;

лялька-шмат лялек;

грыб-шмат грыбоў;

аловак-шмат алоўкаў;

ручка-шмат ручак.

  1. «Палічы».

Мэта: практычнае засваенне дапасавання назоўнікаў з лічэбнікамі. Дзецям паказваюцца малюнкі з выявай некалькіх прадметаў, і прапануецца злічыць іх.

Узор адказу:

адзін шар, два шара’ы, тры шары, чатыры шары, пяць шароў.

Прыкладны маўленчай матэрыял: грыб, крэсла, лялька, машына, сшытак, пяро, вядро, кола.

 

Старжынская, Н.С. Методыка развіцця роднай мовы: вучэб. дапаможнік / Н.С. Старжынская, Дз. М. Дубініна. – 2-е выд., выпр. – Мінск: Выш. шк., 2008. – 301 с.

Старжынская, Н.С. Беларуская мова ў дзіцячым садзе / Н.С. Старжынская. – Мінск: Нар. Асвета, 1995. – 159с.

Старжынская, Н.С. Развіццё беларускамоўных зносін дашкольнікаў: дапам. для педагогаў дашк. устаноў   / Н.С. Старжынская, Дз. М. Дубініна. – Мінск: НМЦэнтр, 2001. – 144с.

свернуть

Особенности поведения детей дошкольного возраста

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка

младшего дошкольного возраста 

 

В 3 года - может вести себя некоторое время нормально (хорошо):

· способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;

· может помогать взрослым;

· может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других;

· допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.

Плохое  поведение:

· не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми;

· не хочет заботиться о других;

· эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;

· истерики, слезы, крик.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

· говорите малышу о своей любви к нему как можно чаще;

· целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности;

· избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле;

· терпеливо демонстрируйте культурные формы отношений в ответ на агрессию ребенка;

· сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.

 

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка

среднего дошкольного возраста.

В 4 года - ведет себя нормально (хорошо)  более продолжительное время:

· способен к сотрудничеству со сверстниками;

· может соблюдать правила очередности;

· может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.

Плохое поведение:

. напоминает поведение ребенка более младшего возраста - временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

· проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению ребенка;

· не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил;

· отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общению в случаях попыток ребенка наладить с вами отношения;

· позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

 

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка

старшего дошкольного возраста.

         В 5 лет - ведет себя нормально (хорошо) в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении:

· соблюдает раcпорядок дня;

· может ориентироваться во времени по часам;

· лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помотать им в этом.

· разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

· бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом;

· ябедничает на сверстников.

        Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

· не обещайте ребенку того, чего вы не сможете выполнить наверняка;

· не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников;

· обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать свое отношение к самому поступку, сохранив хорошее отношение к провинившемуся;

· внимательно выслушивайте претензии ребенка к вам - они могут быть справедливыми.

 

      В 6 лет - теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

· способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;

· удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

· начинает осознавать свои переживания;

· активно интересуется отношением окружающих к себе;

· претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Плохое  поведение:

· лжет в целях самозащиты;

· непоседлив и возбудим;

· продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже;

· допускает небрежность в выполнении монотонных операций.

    Советы взрослому, которые пожнут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

· будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях;

· давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом;

· жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много;

· выполняйте монотонные операции вместе с ребенком - достаточно просто вашего присутствия рядом. 

свернуть

Игры и упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

подробнее.../свернуть

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны.  Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Вот некоторые игры и упражнения, которые способствуют выработке внимательности и усидчивости у детей с СДВГ.

  1.  Расставь посты

Цель: Развивать навыки волевой регуляции, способность концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети под музыку маршируют друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только он хлопнет в ладоши, идущий последним должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают марширо вать и слушать команды. Так командир расставляет всех  детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.


  1.  Шапка-невидимка

В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.


  1.  Попробуй, собери.

По полу рассыпаются шишки, каштаны или другие предметы. Игрокам предлагают собрать их с помощью вспомогательных предметов. Например, каштаны собирать руками, а шишки с помощью лопаточки. Можно использовать перчатку, которая надевается на одну из рук: одни предметы дети собирают «голой» рукой, другие - рукой в перчатке. 


    4. Аисты - лягушки.

 

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.
Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Примечание: Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.


  1.  Игра “Запрещенный цвет”

Геометрические фигуры разного цвета разбросаны по залу. Педагог называет цвет, например красный, а все играющие должны собрать как можно больше фигур любого цвета, кроме указанного.


  1.  Игра “Рюкзачок бежит по кругу”.

Для игры потребуется рюкзачок, в котором находятся различные предметы (расческа, шарф, перчатка, лопатка, ложка и т.д.). Дети стоят в круге. Педагог подает сигнал (слово, хлопок, музыка и др.), по которому игроки начинают передавать рюкзачок друг другу по кругу. По второму сигналу движение прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен взять предмет из рюкзака и выполнить с ним действие, согласно его функциональному назначению.


  1.  Корректурные задания

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы (цифры, знаки) в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Например, в течение 2-3 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А». По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается и др.

Эти задания рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.

3. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.


  1.  Игра “Летает – не летает”.

Дети сидят в круге. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки, хлопают, топают и т.д. Можно использовать различные обобщающие понятия: «Если я назову одежду (посуду,  транспорт и т.д.), вы хлопаете».


  1.  Молчу - шепчу – кричу.

Гиперактивным детям трудно регулировать свою речь - они часто говорят на повышенных тонах. Это упражнение развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать. Для проведения упражнения следует выбрать хорошо знакомое ребенку небольшое стихотворение и предложить его рассказывать. Взрослый должен показывать условный знак, побуждая ребенка контролировать громкость своей речи.
Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.


      10. Упражнение "Лягушка"

Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

 

По материалам интернет-ресурсов.

свернуть

О детском чтении ...

«Ты будущий школьник», «ты уже большой» - начинают обращаться родители и педагоги к 6-7-летним детям. Действительно, в этом возрасте ребенок проживает кризис, в результате которого появляется новообразование - «внутренняя позиция школьника». Это период поиска своего места в социальном мире, появления новых познавательных потребностей.

Одним из средств помощи в кризисной ситуации является «оречевление», называние происходящего, осмысление и поиск путей разрешения из трудных ситуаций. Читая книги, ребенок может безболезненно знакомиться с окружающим миром, потому что рядом взрослый, который может объяснить непонятное, обсудить трудную ситуацию, в которую попал персонаж. Таким образом обогащается личный опыт каждого читателя.Ситуация игры является безопасной и знакомой для ребенка, обсуждая с вами действия персонажей, малыш часто проговаривает свои трудности, страхи, возможно, ваши оценка или совет пригодятся в жизненной ситуации тогда, когда вас рядом с детьми не будет.  

А как еще можно читать книги? С воображением! Задания могут быть разнообразными, но помните, на начальном этапе требуется ваш интерес к происходящему и помощь (ребенок может вносить даже частичку своего в общую творческую работу). Обращайте внимание на то, что хорошо получается у ребенка, радуйтесь его достижениям. Постепенно увеличивайте самостоятельность ваших детей. Меняйте деятельность, видоизменяйте задания, чтобы интерес прежде всего к совместному творчеству и общению не пропадал. Постарайтесь оставаться интересным человеком, другом, собеседником для своего ребенка как можно дольше.

Что можно предложить для начала?

*Сочините сказку, рассказ на предлагаемую тему. Еще дети любят сами быть участниками рассказа, придумывайте рассказы о настоящем, прошлом, будущем ребенка.

*Восстановите недостающий фрагмент текста: в процессе чтения книги останавливайтесь на интересном месте – и сами придумывайте продолжение.

*Не начав читать новую книгу, по картинкам-иллюстрациям придумайте свою историю или опишите черты характера персонажа.

*Придумайте историю про кошку, которую вы встретили по дороге.

*Подумайте о том, что может случиться, если произойдет фантастическое событие – животные смогут говорить по-человечески, всегда будет лето и т.п. Можно совместно с маленьким читателем обсудить плюсы и минусы подобных событий.

Важно взрослым быть хорошим примером и выкраивать время для чтения своих книг. 

Подготовил учитель-дефектолог Кажура О.С.

по материалам интернет-ресурсов.

свернуть

Развитие зрительно-моторной координации

Развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям (раскрашивание, обводка по контуру, штриховка и т. д.), для поддержания интереса необходимо разрабатывать новые задания и упражнения.

Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

Работа над развитием зрительно-моторной координации — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Задачи:

  • Формирование способов восприятия движущихся предметов;
  • Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;
  • Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;
  • Развитие осязания и мелкой моторики;
  • Формирование умения пользоваться карандашом;
  • Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
  • Развитие умения соединять точки прямой линией;
  • Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.

 

Работа с лабиринтами

Материал: лабиринт

Ход работы:

Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша.

Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).

 

Палочки-моталочки

Материал:

1 вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке.

2 вариант: веревочка один, конец которой привязан к палочке, а другой к предмету.

Ход работы:

1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами), машинка

отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами.

2 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть), предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом.

 

Пройди по дорожке

Материал:

1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру), шарик.

2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка.

3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой.

4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит.

5 вариант: дорожка на полу, шарик.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам), прослеживает движение глазами.

2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.

3 вариант:

1. шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами.

2. держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами.

4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами.

5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.

 

Волшебные ниточки

Материал:

1 вариант: силуэтные изображения, веревочка с липучками, ковролин.

2 вариант: силуэтное изображение из бархатной бумаги, лист бархатной бумаги, трафарет, нитки.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру, прослеживает движение глазами.

2 вариант:

1. ребенок выкладывает ниточку по контуру силуэта.

2. ребенок выкладывает ниточку по внутреннему контуру, снимает трафарет.

 

Обведи точно

Материал:

1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.

2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.

3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.

4 вариант: фольга, трафарет, ручка.

Ход работы:

1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.

2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.

3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка), обводит изображенный предмет манкой.

4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.

 

Игры с природным материалом

Материал: камешки, ракушки, различные крупы и т.д.

Ход работы:

1. Выкладывание различных изображений из камушков и т.д.

2. Поиск предметов в ведерках с крупами.

3. «Продолжи ряд».

1

Игры с прищепками

Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения.

Ход работы:

1 вариант: дети прикрепляют прищепки на одежду друг к другу, затем с завязанными глазами снимают прищепки друг с друга.

2 вариант: ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям.

3 вариант: ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т.д.).

 

Цветочки

Материал: цветы из верхней части бутылок, шнурки, пробка, лепестки.

Ход работы: ребенок вдевает шнурок в отверстия сделанные в пробке, прикручивает пробку к цветку, подбирает лепестки к цветку по цвету.

 

ВАРИАНТЫ ИГР

 1. Набрось кольцо+поймай шарик. Игра "Кольцеброс". Игра "Поймай шарик".

 2. Дидактические коврики: "День и ночь", "Времена года", "Солнечная полянка"

 3. Проведение траектории. Дорожки.

 4. Книга-лабиринт

 5. Лабиринты

 6. Пальчиковый театр.

 7. Ручной труд и работа с бумагой

 8. Рисование различными способами: кистью, пальцем, свечей

 9. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).

 10. Конструирование из бумаги – оригами

 11. Развитие графической моторики.

 12. Рисование по трафаретам.

 13. Рисование по фигурным линейкам.

 

Подготовил учитель-дефектолог Кажура О.С.

по материалам интернет-ресурсов.

свернуть

Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников

УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой). 

Чем же можно позаниматься с малышом чтобы развить ручную умелость?

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводите сначала правой, а потом левой рукой.
  • Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Кистями рук делать "фонарики".
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  • Складывание матрешек.

Пальчиковые игры для детей

  • “Многоножки”

Перед началом игры руки находятся на краю стола. По сигналу взрослого многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола или в любом другом, заданном , направлении. В движении принимают участие все пять пальцев. 

  • “Двуножки”

Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки.

  • “Слоны”

Средний палец правой или левой руки превращается в "хобот”, остальные — в “ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

  • “Ласковые лапки”

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; объясняется, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами. 

Подготовил учитель-дефектолог Кажура О.С.

по материалам интернет-ресурсов.

свернуть

Нарушение слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста - это повод обращения к учителю-дефектологу.

Нарушение слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста - это повод обращения к учителю-дефектологу.

 
 

  Если в  речи  дошкольника  имеются перестановки, пропуски  или  наращения  звуков и слогов, значит  структура  слов  воспроизводиться  неверно. До  3-х  лет  такое явление физиологически обусловлено, нормально.

Мы   нередко  слышим  от  малышей, только  начавших  говорить, примерно такие слова: мацицикл  (мотоцикл), мицанель (милиционер), касанавт (космонавт),и оправданно не беспокоимся о  состоянии  их  речи. Однако, если  ребенок  в  возрасте 4-5 лет  произносит: касавока (сковородка), писось ( пылесос), анга(нога), липека (таблетка) и   пр., то  это  является  сигналом стойкого  нарушения  слоговой структуры  слова  и  в  таком  случае  малышу   требуется  помощь   специалиста-логопеда.

      В системе  языка с  тремя  её  составляющими – фонетикой, лексикой  и  грамматикой  - слоговая  структура занимает ,на  наш взгляд, особое  место. С одной  стороны, это , несомненно, часть  произносительной  стороны речи- фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин  и  др.). Но с другой  стороны - существует связь  между структурными искажениями слов и их семантической  недостаточностью  у  дошкольников (на  это   указывали Р.Е.Левина, А.К.Маркова  и др.). Поэтому лексические  единицы ,а именно слова  с  малознакомым значением  чаще  подвергаются  изменениям  на  слоговом уровне.

       По  данным  некоторых  исследователей, существует  влияние формирования  слоговой  структуры  и  на  грамматический  строй  языка.

       Р.Е. Левина  отмечает,  что  возникновение  предложений  в  речи  ребенка  тесно  связано  со  слогообразованием.  По  мнению  Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим  строем   напрямую  зависит от ориентировки  ребенка   в   звуковой   системе   родного   языка. Улучшая  последнюю (и, в  частности, воспроизведение слоговой  структуры  слов),  мы  создаем  основу  для  усвоения   детьми  разнообразных грамматических    конструкций   и   грамматики  в  целом.

     Известен  и  тот  факт, что  отельные   слова   связываются  в предложения благодаря  грамматическим  средствам- окончаниях,  а  также  различным   предлогам  и  союзам.  Они  же, в свою  очередь,  нередко  образуют  в  речевом  потоке  слабые, безударные  слоги, звуковые  комбинации, содержащие  стечения  согласных  звуков (под  столом, в  стакане, со  скамейки, из-под  шкафа).

    Итак,  при  нормальном  речевом  развитии  и  в  условиях  его   патологии становление и функционирование всех  компонентов  языковой  системы-фонетики, лексики и грамматики- органически  связана  с  таким  понятием как  слоговая  структура.

   А.К.Маркова  указывает  на  связь овладения слоговым  составом с  мотивационной стороны  деятельности ребенка, уровнем  его  артикуляционных   возможностей, состоянием слухового фонематического восприятия. Она  же  подтверждает, что  вследствие  искажения  слогового состава  слова  затрудняется  общение  дошкольников, усвоение  ими  звукового  анализа, а затем  грамоты.

    Таким  образом, анализируя  литературные  источники, а также  собственный   опыт, приходим  к  выводу, что  неоправданно  связывать  вопросы  коррекции нарушений  слоговой  структуры  слов  только  с  проблемами формирования  произношения.

    По  мнению  Р.Е.Левиной, слоговая структура  является  генетически  более ранним  образованием, чем  фонематическая  функция  языка. Формирование «звукового  наполнения  слогового  контура   слова»  связано  с  ритмико-интонационными фонологическими  средствами  языка, непосредственно  возникающими  из   доречевых   компонентов  общения.

    Р.Е.Левина  считает,  что, несмотря  на  системные  связи  фонетики, лексики   и  грамматики,  каждый из  компонентов языковой  системы имеет свои  внутренние   закономерности. В  частности, воспроизведение  слоговой структуры  слова опирается  на  рядообразование.

     И.А.Сикорский  указывает  на   известную  самостоятельность  процесса усвоения слоговой   структуры  по  отношению  к  овладению   отдельными звуками.

     Следует  отводить  нарушению   слоговой  структуры  особое  место как  при  обследовании  детей  с  речевой  патологией, так и в процессе  коррекционного  воздействия.

     Стойкое  искажение слоговой структуры  слова у  дошкольника   старше четырехлетнего  возраста     является  симптомом  глубокого нарушения фонематического восприятия ,которое, в свою  очередь, неизбежно свидетельствуют  об общем недоразвитии речи у такого ребенка.

      Типичные  примеры искажения  слоговой  структуры детьми  пятилетнего возраста:

      регулировщик – анялотик, игулетик;

      сковородка     -  кавота, сякавота;

      стрекоза         -   коза, ситазя;

      табуретка       -   бутека, тубека;

      перекрёсток   -  пикёся, кипёсяк;

      виноград       -    биледат, вигана;

      дверь             -   дель, дей.

Наряду  с  сокращением  числа  слогов  ,их  перестановками, искажениями и замещениями , в каждом примере встречается нарушение  воспроизведения стечений согласных  звуков. Поэтому им  следует  отводить  ведущее место  в системе  коррекционных   упражнений.            

     Выводы  по  вопросам  коррекции нарушения  слоговой  структуры  слова:

  1. Работа учителя-дефектолога над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи  с  лексическим  и грамматическим значениями слова, а также в тесном взаимодействии с родителями.

    2. Нарушение слоговой  структуры неправомерно относить к дефектам  произношения, следует   отвести   этой   патологии особое  место  как  при обследовании дошкольника, так и в процессе  коррекции  речи.

     3. Оценка  нарушений  слоговой  структуры может  служить  ключом  к дифференциальной диагностике  различных   нарушений  речи.

     4. Нарушение  слоговой  структуры  является   одним  из  следствий  глубокого  недоразвития  фонематического  восприятия, что, в  свою  очередь, свидетельствует  о  наличии общего  недоразвития  речи.

    5. Самым  распространённым дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей  является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков.

    6. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением  его значения.

     7. Одно  из  важных  условий проведения  коррекционной работы-формирование слоговой  структуры  слов с опорой на  слуховую, зрительную и кинестетическую  функции.

 

Дидактические игры и упражнения  для формирования слоговой структуры слова у дошкольников.

                                       Игры с мячом:              

                                «Слушай, хлопай»

Цель: Учить отхлопывать слоговой ритм слова.

Материал: Мяч

Ход игры:

Ребёнок отбивает мячом ритм заданного  взрослым слова.

                                    «Передай дальше»

Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: Мяч

Ход игры: Дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слога.                               

                                    Игра « Телеграф»

Цель: Развивать  умение делить слова на слоги,

Материал: Палочки

Ход игры: Ребёнок «передаёт»заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

                                     Игра «  Сосчитай ,не ошибись»

Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: Пирамидка, кубики, камешки.

Ход игры: Ребёнок произносит заданные взрослым  слова и выкладывает камешки(кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

                                Игра «Что изменилось?»

Цель: Учить различать разную слоговую структуру слова.

Материал: Картинки.

Ход игры: Ребёнок   называет и объясняет различие между словами.

Например, слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

                             Игра «Найди самое длинное слово»

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.

Материал: Картинки

Ход игры: Ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

                             Игра «Выбери   нужную цифру»

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.

Материал: Картинки, карточки с цифрами.

Ход игры: Взрослый показывает картинки. Ребёнок показывает цифру, соответствующую количеству слогов в слове.

Вариант усложнения -цифру ударного слога.                         

                           Игра «Конец слова за тобой»

Цель: Учить синтезировать слова из слогов.

Материал: Фишки

Ход игры: Взрослый начинает слово и передаёт фишку ребёнку. Ребёнок должен  добавить одинаковый слог.

Например,ША:ка…,ва…,Да..,Ма..,Ми…

Консультация по  материалам https://sad-leskovka.schools.by/pages/narushenie-slogovoj-struktury-slova-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

свернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.

 

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за опти-мальное протекание процесса любого обучения.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Часто родители, добросовестно пытаясь выполнить все рекомендации специалиста, не получают нужного результата. Это можно объяснить недостаточным вниманием к проработке предыдущего этапа — развитию речевого слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух — восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки — по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого — громкого», «быст-рого — медленного», выбирая контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.

Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, при этом не забывая, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Предлагаемая игра не требует пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

Шумящие коробочки

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.

 

Чудо-звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, го-лоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.

 

Слушай, пробуй, как звучит

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, перели-вать, рвать, хлопать.

Угадай, что звучало

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефон-ный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с откры-тыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного-двух до семи-десяти.

 

Что как звучит

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант — узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки? »

 

Где позвонили

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.

 

Подбери картинку или игрушку

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребе-нок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

Изменение характера движений при изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания

О правилах игры надо предварительно договориться.

Создаем мелодию

Вступите в диалог с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».

Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.

Отработка ритмических структур

Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: два удара — пауза — три удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

Варианты игры:

—ребенок повторяет ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

—воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

— придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

Возможные пути выполнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар — короткая вертикальная черта, сильный — длинная вертикальная черта.

Громко—тихо

Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Камертон

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

 

Узнай свой голос

Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно голос свой и ребенка. Прослушайте кассету вместе. Важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

свернуть

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога

 

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. Проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс, зависит здоровье наших детей.

Роль учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста. Необходимо сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте на своих занятиях я применяю следующие группы средств:

 

  1. Физкультминутки
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Зрительная гимнастика
  5. Самомассаж
  6. Цветотерапия
  7. Применение лечебных звуков
  8. Кинезиологические упражнения
  9. Су-Джок терапия

 

Важно поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка.  Для того, чтобы сформировать у ребенка желание заниматься, необходимо создание доброжелательной обстановки на занятии, благоприятного психологического климата в процессе обучения. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей, являются необходимым условием психического здоровья.

Для создания позитивного психологического настроя в начале занятия я использую фразы:

- «Улыбнитесь!»

- «Как вы себя чувствуете?»

- «У вас хорошее настроение?»

- «Я рада вас видеть!» и т.д.

Занятия провожу в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале занятия могут стоять не более 3-5 минут. В это время проходит организационный момент, и мы играем в игры с мячом, например - «Один много», «Скажи ласково», «Повтори», «Живые цифры» и др.

 

1.Физминутки.

Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Я стараюсь проводить физкультминутки при первых признаках утомления. Комплексы физминуток подбираю согласно лексической теме недели.

 

2.Пальчиковая гимнастика.

Проводится также согласно лексической теме недели. Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха. Эта деятельность вызывает интерес у детей, вызывает эмоциональный настрой.

Использую различные упражнения на развитие мелкой моторики: графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, работа в сухом бассейне, работа в тетрадях и др.

 

  1. Дыхательная гимнастика.

 Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.   В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.

 

4.Зрительная гимнастика.

Основная цель проведения зрительной гимнастики – снятие зрительного напряжения, развитие глазодвигательных функций, укрепление глазных мышц. Для более четкого восприятий упражнений для глаз применяю стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой.

 

Применяю упражнение с меткой на стекле (по Аветисову)

Оно позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг (цветок), наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом, например, дом и рассказать, что он там видит.

 

Пальминг (автор У.Бейтс)

 является разновидностью гимнастики для глаз и как раз-таки помогает им отдохнуть. Этот метод использую на своих занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включаю спокойную музыку или читаю стихи по лексической теме.

 

  1. Самомассаж.

На своих занятиях я использую приемы самомассажа: это массаж, выполняемый самим ребенком. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу проводим на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Процедуру самомассажа провожу в игровой стихотворной форме. Все движения должны приносить ребёнку удовольствие (использую мячики, грецкие орехи, карандаши и др. предметы). Например, с массажным мячиком: По столу я мяч катаю, из-под рук не выпускаю, взад - вперёд я мяч качу, вправо - влево, как хочу!

 

 6.Цветотерапия.

Цветотерапия – метод лечение цветом, который стал сегодня очень популярным. При помощи определенных цветов можно корректировать психоэмоциональное состояние ребенка. Для этого надо знать, как они влияют на наш организм. Во время занятий просматриваем с детьми слайды-презентации, посвящённые определённому цвету. Также дети очень любят рисовать радугу.

 

  1. Применение лечебных звуков.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Рекомендуют «пропевать» звуки. Интенсивность пропевания должна быть разной. Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или "пропеваемых" звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

Например: гласные звуки:

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э - улучшает работу головного мозга;

И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

У - улучшает дыхание.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

Ч – улучшает дыхание;

 

  1. Кинезиологические упражнения.

 Кинезиолоические упражнения по методике А.А. Сиротюк. Эти упражнения, необходимые для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е.  помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п.

Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Колечко», «Лезгинка», «Замок» и др. Например, кинезиологическое упражнение «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

 

  1. Су Джок терапия.

Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Поистине, удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

Материалы, применяемые в работе:

Шарики Су-Джок, пружинки, бельевые прищепки, резиночки для волос, каштаны, грецкие и лесные орехи, горох, фасоль, рис, гречка, веточки новогодних ёлок, сосновые, еловые, кедровые шишки, мелкие предметы, различные массажёры, эспандеры, щётки, мочалки, перчатки, скрепки, мячи разных размеров, шестигранные карандаши, бумага.

 

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

свернуть

Что нужно знать родителям ребёнка-левши

Что нужно знать родителям ребёнка-левши
Родители, у которых леворукие дети, всегда должны помнить, что леворукость - это
вариант нормы. Ребёнку-левше требуется особенное внимание не по той причине, что у
него главной является левая рука, а потому, что каждый ребёнок особенный и в своём
роде уникальный.
Советы семьям маленьких левшей
Я предлагаю вам несколько советов, которые помогут облегчить жизнь ребёнка-левши.
1. Периодически напоминайте, левая или правая рука.
Леворуким детям бывает сложно запомнить, где рука левая, а где – правая. Если на
запястье надеть часики или браслет, красную ниточку или что-нибудь другое, вашему
ребёнку станет легко определять правую или левую руку.
2. Не нужно заострять внимание на том, что ребёнок левша.
Не стоит постоянно напоминать ребёнку то, что он левша. Ваш леворукий ребёнок не
должен воспринимать себя не таким, как остальные его ровесники. Родителям нужно
стараться вести себя ненавязчиво, помогая ребёнку преодолевать трудности.
3. Научите своего ребёнка пользоваться обеими руками.
С раннего детства стоит приучать леворукого малыша работать двумя руками. Это ни в
коем случае не значит, что нужно менять ведущую роль левой руки. Просто, развивая
движения обеих рук, мы поможем ребёнку овладеть, например, игре с мячом, игре на
музыкальных инструментах и многому другому.
4. Не подгоняйте ребёнка-левшу.
Леворукий ребёнок зачастую бывает медлительным. Не погоняйте, не упрекайте
вашего левшу! Это бесполезно! Он всё равно не сможет действовать быстрее. Он
только начнёт расстраиваться, суетиться, впадать в панику. В итоге ребёнку будет ещё
сложнее сконцентрироваться на определённом задании.
5 Трудности с письмом и чтением.
Ребенок-левша часто испытывает трудности при овладении навыком письма. У
маленьких левшей иногда отмечается зеркальное написание букв, и даже слов.
Проблемы могут быть также при списывании текста.
Иногда бывает такое, что ребёнок-левша начинает читать предложение не с самого
начала.
Чтобы предупредить появление таких сложностей у вашего ребёнка, необходимо
обращать внимание на отработку навыка чтения и письма слева направо. С этой целью
полезно использовать расположенные с левой стороны (в начале текста или
упражнения) стикеры, скрепки, магнитные закладки.

свернуть

Консультация "Развитие речевого дыхания"

Консультация "Развитие речевого дыхания"

 

Развитие речевого дыхания у детей 

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

 

Правила выполнения дыхательных упражнений

  • Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
  • Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.
  • Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная.
  • Не переусердствуйте!Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
  • После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

 

Примеры дыхательных упражнений

«Загони мяч»

Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

«Фокус»

  1. Сделать «чашечку» (боковые края языка прижать к верхней губе, посередине остается желобок). 2. Положить маленький кусочек ватки на кончик носа. 3. Сделать вдох через нос. 4. Сильно дуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

«Одуванчик»

Ветер дул на одуванчик — Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

«Сдуй снежинку»

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрался мы в кружок, Завертелись как снежок.

Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его широкий край на нижнюю губу. Сделать вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуть ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повторить три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

«Мыльные пузыри»

Взял соломку Игорёк, Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

«Надуй шарик»

Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем: Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

свернуть